Содержание
Введение. Информационная справка о школе
Раздел 1. Цели и задачи образовательной программы
Раздел 2. Образовательная среда как условие эффективности образовательного процесса
Раздел 3. Учебный план
Раздел 4. Принципы построения учебно-воспитательного процесса
Раздел 5. Организация промежуточной аттестации
Раздел 6. Педагогические технологии, формы и методы обучения
Раздел 7. Организация дополнительного образования
Раздел 8. Основные подходы к организации воспитательной работы
Раздел 9. Организация научно-исследовательской деятельности
Раздел 10. Система мониторинговых исследований
Раздел 11. «Модель выпускника»
Раздел 12. Модернизация системы управления
Заключение. Основные мероприятия жизнедеятельности ОУ. Ожидаемые результаты
2-3
3-4
5
6-15
15-17
17-18
18-19
19-21
21-22
22-23
23-24
24-25
25-26
26-27
Информационная справка о школе
Название учреждения
по Уставу
Учредитель
Тип здания и год основания
Юридический адрес
Телефон, факс (с кодом города)
Е-mail, адрес сайта
Банковские реквизиты
Лицензия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шаласинская средняя общеобразовательная школа »
МО «Дахадаевский район»
Сел. Шаласи Дахадаевского района республики Дагестан
Shalasi.school@mail.ru, shalasin.dagschool.com
Аккредитация
Структура управления школы, органов самоуправления носит государственно общественный
характер. Основными органами общественного управления в школе на основании Устава школы
являются: Общее собрание трудового коллектива.
Управляющий Совет школы.
Педагогический совет.
Методический совет и методические объединения.
Общешкольный родительский комитет.
Ресурсное обеспечение и материально-техническая база школы.
Школа располагается в 2 этажном здании. Новая, типовая. В школе чисто, уютно. Чистота и
порядок в школе поддерживаются стараниями работников школы, учителей, учащихся и техничек.
Ежегодно в школе проводится косметический ремонт классных комнат, коридоров и других
помещений.
Материально – техническая база
Количество: спортзалов (площадок)
Наличие столовой (число посадочных мест)
Наличие актового зала (количество мест)
1
44
Количество учебных кабинетов
Наличие библиотеки (читального зала)
Наличие медицинского кабинета,
12
1
4
Школа работает по кабинетной системе. Кабинеты имеют необходимый минимум оснащения
для реализации теоретической и практической части образовательных программ.
Материальное обеспечение информатизации школы.
Наименование
Компьютер
Ноутбук
Принтер
Телевизор
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
количество
20
15
3
2
Наименование
DVD
Видеомагнитофон
Музыкальный центр
Магнитофон
Видеокамера
Цифровой фотоаппарат
Количество
2
Школьная библиотека обеспечена необходимым учебным и художественным фондом экземпляров: из них методической литературы–96; учебников–1820; прочей литературы–144,
общий библиотечный фонд-2060. Библиотека
расположена на 2 этаже школы,
имеет
изолированное помещение. Школа оснащена компьютерами и ноутбуками, подключенными к сети
Интернет. Здесь осуществляется индивидуальная работа уч-ся и педагогов школы. Созданы
информационные стенды для своевременного информирования участников УВП.
В школе оборудован компьютерный класс , где имеется 11 ученических мест и 1 рабочее место
учителя - всего 12 компьютеров - с необходимым лицензионным программным обеспечением.
Дальнейшее укрепление и развитие материально-технической базы предусмотрено за счет
бюджетных средств, внебюджетных источников.
Вывод: Материально-техническая база не соответствует нормативным требованиям, но имеющая
МТБ используется эффективно. Информационно-техническое оснащение школы позволяет
реализовать образовательные программы общего образования 3-х ступеней. Анализ выполнения
санитарно - гигиенических и противопожарных условий указывает на достаточный уровень
условий, обеспечивающих образовательный процесс. Освещенность, воздушный и тепловой
режим соответствуют санитарно - гигиеническим нормам.
Школа полностью не укомплектована педагогическими кадрами, отсутствует учитель русского
языка и литературы и учитель физики,91% учителей имеют высшее образование.
первую квалификационную категорию имеют 7 учителей, высшую - 4 учителя, остальные вне
категории. Из них:
имеют звание «Ветеран труда»
имеют звание «Заслуженный учитель РД»
имеют звание «Отличник народного просвещения РФ»
имеют звание «Почетный работник просвещения РФ» – 1
награждены грамотой Министерства образования РФ –
награждены грамотой Министерства образования РД – 1
награждены грамотой УО Дахадаевского района - 9 учителей.
Нормативно-правовое обоснование образовательной программы
Образовательная программа (далее ОП) - это нормативный документ, определяющий
приоритетные ценности и цели, особенности содержания, организации учебно-методического
обеспечения УВП в соответствии с Федеральным Законом ФЗ-273 «Об образовании в РФ»
содержание образования в школе определяется образовательной программой, которая
разрабатывается, принимается и реализуется самим учреждением самостоятельно.
ОП МБОУ «Шаласинская СОШ» разработана на основе государственных образовательных
стандартов и примерных образовательных учебных программ. По структуре ОП — это
совокупность образовательных программ разного уровня обучения (начального, основного и
среднего общего образования). Все названные программы являются преемственными, т.е. каждая
последующая программа базируется на предыдущей программе. В свою очередь ОП каждого
уровня обучения, представляет собой совокупность учебных предметных основных и
дополнительных ОП, технологий обучения и способов и условий их реализации.
ОП МБОУ «Шаласинская СОШ» — это технология достижения планируемого
образовательного результата деятельности школы, которая обозначает цели и задачи УВП,
обосновывает содержание образования, учитывает при формировании учебного плана запросы
учащихся и их родителей, старшеклассников, обеспечивает преемственность между уровнями
образования, использует оптимальные для реализации программы технологии.
Назначение образовательной программы, цель ее разработки.
Образовательная программа - это внутренний образовательный стандарт, который
способствует реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, право на
выбор образовательных услуг и право на гарантию качества образования.
Для педагогического коллектива ОП определяет главное в содержании образования и
способствует координации деятельности всех учителей.
ОП регламентирует организацию всех видов деятельности уч-ся, их всестороннее образование.
ОП является основанием для определения качества выполнения государственных стандартов.
2
3
Цель разработки программы - создание внутришкольного нормативно-управленческого
документа на основе федерально-региональной нормативной базы образования, специфики
содержания образования и особенностей организации содержания образования и особенностей
организации образовательного процесса в МБОУ «Шаласинская СОШ».
Главная идея, положенная в основу педагогического процесса: формирование ключевых
компетенций школьника, соответствующих требованиям времени, через приемы, методы, формы,
технологии деятельности, адекватные личностным особенностям ребенка. Для достижения
оптимальных образовательных результатов каждым учеником необходимо выстроить систему
работы, в которой удачно сочетаются основное и дополнительное образование, разнообразные
формы учебной деятельности, коллективное и индивидуальное обучение, современные
педагогические технологии, традиции и инновации. Главные задачи школы – «раскрытие
способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности,
готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».
Раздел 1. Цели и задачи образовательной программы МБОУ «Шаласинская СОШ»
Цель ОП: создание образовательной среды, способствующей формированию саморазвивающейся
и самореализующейся личности на основе внедрения компетентностного подхода в
образовательном и воспитательном процессе.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
Обеспечить уровень образования, соответствующий современным требованиям;
Развивать самостоятельность мышления, способность к саморазвитию и самообразованию;
Создать творческую атмосферу в школе путем организации системы факультативов,
элективных курсов, кружков, спортивных секций;
Формировать позитивную мотивацию обучающихся к учебной деятельности.
Формировать творчески работающий коллектив педагогов:
совершенствовать работу методических объединений;
организовать изучение, внедрение и совершенствование технологии и методик диагностики
качества образования;
продолжить учебу педагогов по использованию информационных технологий в УВП.
Совершенствовать организацию учебно-воспитательного процесса:
совершенствовать взаимодействие учебных дисциплин на основе интеграции;
развивать дифференциацию обучения, технологию проблемного обучения;
внедрять в УВП технологии, формирующие ключевые компетенции.
Формировать физически здоровую личность:
не допускать перегрузок учащихся в учебных ситуациях;
организовать рабочий день учащегося с учетом санитарно-гигиенических норм и возрастных
особенностей учащегося.
Направления деятельности МБОУ «Шаласинская СОШ»
реализация ОП начального общего, основного общего и среднего общего образования,
обеспечивающих дополнительную подготовку обучающихся по отдельным предметам;
компетентностный подход в образовании, обеспечивающий вариативность и разноуровневость
предлагаемых учебных программ и образовательных услуг;
предоставление возможности получения учащимися широкого спектра дополнительного
образования и дополнительных образовательных услуг;
повышение качества образования за счет внедрения эффективных педагогических технологий,
расширения спектра образовательных услуг;
обеспечение высокого уровня социальной компетентности и образованности выпускников, как
результата традиционно высокого качества образования;
воспитание здорового образа жизни – программа «Здоровье»;
информатизация учебного процесса;
укрепление материально-технической базы.
Раздел 2. Образовательная среда как условие эффективности УВП.
Приоритетным в ОО является обучение, ориентированное на личность ребенка, раскрывающее
его индивидуальные способности, превращающее ученика в активного и заинтересованного
3
4
участника образовательного процесса. Сделать обучение максимально эффективным и
развивающим возможно только при определенных условиях. Поэтому вопрос об образовательной
среде, его создании, компонентах очень актуален на данном этапе развития школы.
Образовательная среда - взаимосвязь условий, обеспечивающих формирование личности,
способной к активному творческому труду в различных областях фундаментальных наук. Такая
среда призвана создать возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей
детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления ими личного опыта.
Основой образовательной среды является социальный компонент. К нему относятся традиции
школы, взаимоответственность, морально-эмоциональный климат, общие дела, атмосфера
доброжелательности и имидж школы.
Сюда же относится внеурочная деятельность, которая в школе многообразна (творческие
коллективы, и т.д.). Именно данная деятельность служит неким стержнем нравственного
личностного и профессионального развития наших питомцев.
Гуманитарная развивающая
среда - взаимосвязь условий, обеспечивающих личностноориентированный образовательный процесс, который реализует более мощный гуманитарный
потенциал, позволяет развиваться.
Интеллектуальная образовательная и развивающая среда - взаимосвязь условий, позволяющих обучающимся формировать и проявлять свои свойства обеспечивающих личностноориентированный образовательный процесс, развиваться интеллектуально. Современная
парадигма обучения состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять
мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать,
консультировать, контролировать.
Структура интеллектуально-развивающей среды школы включает следующие составляющие:
Общеобразовательные классы. Используют средства, формы и методы работы, направленные
на развитие интеллектуальной личности. Развивающее обучение позволяет природным задаткам
формироваться интенсивнее, что даст возможность выявить наиболее способных детей достаточно
рано и создать им условия для дальнейшего развития.
Система факультативов - содержит большие массивы дополнительной информации,
выходящие за рамки учебных программ, имеет большую степень свободы при выборе форм и
методов работы (проблемное обучение, деловые игры, экскурсии).
Система элективных курсов, спецкурсов - гибкая совокупность дополняющих
образовательных структур, позволяющая решать проблемы преемственности между различными
ступенями непрерывного образования. Курсы направлены на узко запрограммированный
результат - приобретение знаний по определенной теме.
Система интеллектуальных конкурсов различных уровней: предметные и межпредметные
олимпиады, конкурсы, турниры, интеллектуальные игры и т.д. Их уровень, привлекательность,
цели, а также охват учащихся весьма разнообразны. В школе традиционно проходят олимпиады,
конкурсы, ребята активно участвуют во Всероссийских конкурсах и т.д.
Система работы с одаренными детьми, которая позволяет организовать деятельность
педагогов с группами детей, способных к интеллектуальному труду.
Все составляющие структуры интеллектуально-развивающей среды открыты. Учащиеся имеют
возможность реализовать себя в любой составляющей, поэтому стремление ребят к участию во
всех интеллектуальных делах ОУ весьма велико, что приводит к повышению мотивации к учебной
деятельности, отрабатывает коммуникативные навыки.
Информационно-обучающая среда - системно-организованная совокупность средств передачи
данных, информационных ресурсов, организационно-методического обеспечения,
ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей. Информационная среда
формируется:
учителем - он определяет содержание программы курса, выбор учебной литературы, методы
преподавания, стиль общения и т.д.
педагогическим коллективом школы, который определяет общие требования к учащимся,
сохраняемые традиции школы, форму взаимоотношений педагогического и ученического
коллективов и пр.
государством как общественным институтом. Именно оно определяет материальное
обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирование той или иной системы
4
5
знаний и взглядов.
Особенностью информационной среды является то, что она представляет возможность
получения необходимых данных, сведений, теорий, умение же получать информацию и
преобразовывать ее необходимо воспитывать, вырабатывать, оно приобретается в процессе
обучения. Образовательная среда школы позволяет обучающимся чувствовать себя эмоционально
комфортно от сознания собственной ценности через доброжелательное принятие
другим (в
первую очередь учителем) его индивидуальности, подлинное уважение к его интересам и
потребностям.
Таким образом, коллектив МБОУ «Шаласинская СОШ» создает такие условия воспитательнообразовательного процесса, при которых «воспитывает не только сам воспитатель, сколько среда,
которая организуется наиболее выгодным образом». (А.С. Макаренко)
Раздел 3.Учебный план
Пояснительная записка к учебному плану
Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание
педагогического процесса школы, отвечает всем требованиям, предъявляемым к содержанию
образования, соблюдает преемственность в распределении часов на изучение предметов по
ступеням обучения, регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках
максимально допустимого недельного количества часов в каждом классе.
Учебный план направлен на создание условий становления и реализации индивидуальности
учащихся, достижения ими оптимального уровня образованности, соответствующего возрастным
особенностям уровня функциональной грамотности (1 и 2 ступени обучения) и уровня
компетентности (3 ступень обучения).
Основным проектируемым результатом освоения учебного плана является достижение
выпускниками уровня социальной зрелости, достаточного для дальнейшего самообразования,
самоопределения и самореализации в различных сферах деятельности.
Учебный план школы составлен на основе федерального базисного учебного плана ОУ РФ:
предусматривает проведение предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса;
не превышает максимально допустимую нагрузку учащихся;
соблюдается преемственность в распределении часов на изучение предметов по ступеням
обучения
Данный учебный план реализует Федеральный государственный образовательный стандарт
начального и основного общего (ФГОС НОО и ООО 1-4,5-8 классы) и в 9 - 11 кл. и обеспечивает
единство образовательного пространства РФ, гарантирует владение выпускниками ОУ
необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим возможность дальнейшего
продолжения образования.
Учебный план составлен в соответствии со следующими нормативно - правовыми актами:
1. Уставом МБОУ «Шаласинская СОШ»;
2. Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
3. Инструктивно-методическим письмом «О формировании учебных планов образовательных
организаций РД, реализующих ООП, на 2018/19 учебный год»;
4. Приказом МОиН РФ от 9.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального БУП и примерных
учебных планов для ОУ РФ, реализующих программы общего образования» (в ред. Приказов
Минобрнауки РФ от 20.08.08г N 241, от 30.08.10г.№ 889, от 03.06.11г № 1994, от 01.02.12г №74);
5. Приказом МОиН РФ от 6.10. 09г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО
(в ред. приказов МОиН РФ от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 № 1060);
6. Приказом МОиН РФ от 30.08.2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
7. Приказом МОиН РФ от 31.03.14г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
ООП начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.10г. № 189 «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в ОУ» (в редакции изменений №1. утвержденных постановлением
5
6
Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.11 г. № 85);
9. Письмо МОиН РФ от 12.05.11г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при
введении ФГОС общего образования»;
10. Письмо МОиН РФ от 8.10. 2010 г. № ИК-1494/19 «О введении 3 часа физкультуры»;
11. Письмо МОиН РФ от 4.03.10г. № 03-413 «О методических рекомендациях по организации эл/курсов»;
12. Письмо МОиН РФ от 26.06.12г. № -10430«Об изучении предмета Технология».
Цель учебного плана - создание условий для получения каждым уч-ся доступного
качественного образования в соответствии с его образовательными потребностями.
Задачи учебного плана:
соблюдение федерального компонента государственного стандарта образования и ФГОС;
воспитание разносторонне развитой личности, способной к активной адаптации в обществе и
самостоятельному жизненному выбору;
обеспечение развития общеучебных и исследовательских умений и навыков учащихся на
основе компетентностного подхода к обучению школьников;
совершенствование системы работы по профессиональной ориентации;
формирование активной гражданской позиции и чувства патриотизма;
сохранение и укрепление здоровья уч-ся и привитие навыков здорового образа жизни.
Учебный план состоит из двух частей:
инвариантной и вариативной по ГОС в 9-11 классах,
обязательной части и части, формируемой участниками УВП по ФГОС в 1-11кл.
В инвариантной части базисного учебного плана определено количество учебных часов на
изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего
образования, ФГОС, который обеспечивает единство образовательного пространства РФ.
Вариативная часть учебного плана обеспечивает реализацию школьного компонента. Часы
вариативной части используются на проведение факультативных, обязательных занятий по
выбору, на развитие содержания образования и на обеспечение углубленного изучения
предметов, на поддержку федерального компонента в виде обязательных учебных занятий.
Исходя из вышеизложенных целей, за счет вариативной части учебного плана для
удовлетворения запросов обучающихся и их родителей вводятся часы на углубленное изучение
отдельных учебных предметов, факультативных и элективных курсов.
Выбор уч-ся элективных, факультативных курсов осуществляется добровольно, с учетом
личных интересов и склонностей по заявлению родителей учащихся.
Характеристика учебного плана школы уровня начального общего образования
Четыре классов - комплекта образуют 1,2,3, 4 классы соответственно. Работают 7 педагогов.
Все классы работают по УМК «Школа России».
В начальном звене основной акцент делается на формирование прочных навыков учебной
деятельности, на овладение обучающимися устойчивой речевой, письменной и математической
грамотностью, на воспитание культуры речи и общения. Поэтому базовая часть учебного плана
включает обязательный набор предметов, соответствующий реальным стандартам, и
обеспечивается типовыми программами для начальной школы.
В соответствии со школьными программами часовое наполнение в начальном звене следующее:
Изучение предмета «Русский язык» направлено на развитие речи, мышления, воображения
школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение
познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Формируются
первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка. Учащиеся овладевают
умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные
монологические высказывания и письменные тексты-описания, овладевают основами делового
письма.
Изучение предмета «Литературное чтение» ориентировано на формирование и
совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение,
говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и
6
7
зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств школьника,
способного к творческой деятельности.
Изучение предмета «Математика» направлено на формирование первоначальных
представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и
логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений
и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения
образования. Особое место должно быть уделено
обеспечению первоначальных представлений о компьютерной грамотности уч-ся.
Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на воспитание любви и
уважения к природе, своему городу, своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка
с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме. Особое внимание должно
быть уделено формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных
знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т. е. основам безопасности жизнедеятельности.
Изучение предметов эстетического цикла «ИЗО», «Музыка» направлено на развитие
способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и
музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему
миру.
Учебный предмет «Технология» формирует у уч-ся не только представления о взаимодействии
человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и
позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения
и навыки.
Занятия по предмету «Физическая культура» направлены на укрепление здоровья, развитию и
всесторонней физической подготовленности обучающегося.
В учебный план 4 класса включен 1 час в неделю на изучение учебного предмета «Основы
религиозных культур и светской этики». Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета
ОРКСЭ, осуществлялся родителями учащихся и зафиксирован их письменными заявлениями, а
также протоколом родительского собрания (протокол от___2021 года №___ ).
В учебный план включен иностранный язык: английский язык во 2, 3, 4 классах – по 2 часа;
Учебный план (недельный) для 1-4 классов
Образовательная область
Филология
Математика
Обществознание
Основы религиозной культуры и светской этики
Искусство
Образовательные
компоненты.
Родной язык
Литературное чтение
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык (анг.
язык)
Математика
КТНД
Окружающий мир
ОРКСЭ
Музыка
ИЗО
Физическая культура
Технология
Физкультура
Технология
Итого без компонента
Национально-региональный компонент и компонент образовательной
организации
Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка
Внеурочная деятельность(кружки, проектная деятельность и т.д.)
Всего к финансированию:
1 кл
0+1
0+1
4
3
-
2кл.
1+1
1
4+1
3
2
Классы
3кл.
1+1
1
4+1
3
2
4кл.
1+1
1
4+1
3
2
Всего
7
4
19
12
6
4
2
1
1
3
1
19
2
3+2
1+1
1
1
3
1
21
5
3+2
1+1
1
1
3
1
21
5
3+1
1+1
1
1
1
3
1
22
4
18
8
1
4
4
12
4
83
17
21
1
22
26
2
28
26
2
28
26
2
28
99
7
106
Учебные предметы учебного плана обеспечены программным, учебно - методическим материалом, утвержденным МОиН РФ. Список учебников соответствует утвержденному федеральному перечню учебников, рекомендованному к использованию в УВП в 2021 – 2022 уч. году.
В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в школе
используется план внеурочной деятельности. В соответствии со школьной моделью внеурочная
деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:
7
8
Программа внеурочной деятельности «Шахматы» разработана для занятий с учащимися
1-4 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования
второго поколения, по одному часу в каждом классе(1-4 кл.) Цель программы создание условий
для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и
организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи программы: а) обучающие: формирование ключевых компетенций (коммуникативных,
интеллектуальных, социальных) средством игры в шахматы;
б) воспитательные: формирование адекватной самооценки, самообладания,
выдержки, воспитание уважения к чужому мнению; воспитывать потребность в здоровом образе
жизни;
в) развивающие: формирование конкретного системного мышления,
развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления;
развить творческие способности учащихся, расширить кругозор.
Три часа внеурочной деятельности во 2-4 классах (по 1 часу) отводятся к работе с одаренными
детьми.
Программа «Одаренные дети»
С целью выявления, обучения, развития, воспитания и поддержки одаренных детей в школе
организована работа с одаренными детьми по программе «Одаренные дети»
ЗАДАЧИ:
- на этапе поступления в школу выявить уровень творческих и индивидуальных
возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;
разработать систему диагностических исследований для определения интересов,
способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;
организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и
способных детей;
- совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов
в школе и семье.
Характеристика учебного плана школы уровня ООО по ФГОС (5-8 классы)
В 2021-2022 учебном году в 5-8 классах в соответствии с нормативными документами
реализуются ФГОС ООО. В соответствии с п. 18.3.1. ФГОС ООО учебный план обеспечивает
введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объём нагрузки и
максимальный объём аудиторной нагрузки учащихся, состав и структуру обязательных
предметных областей по классам (годам обучения).
При разработке учебного плана использован вариант 4 примерного учебного плана для ОО, в
которых обучение ведётся на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов
России, представленный в Примерной ООП ООО.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов, реализующих
ООП ООО школы, и учебное время, отводимое на их изучение по классам обучения.
В учебный план для 5-8 классов входят следующие обязательные учебные предметы:
Образовательная область
Обязательная часть
Филология
Математика и информатика
Общественно-научные предметы
Естественно- научные предметы
Образовательные
компоненты.
Родной язык
Родная литература
Русский язык
Литература
Иностранный язык (анг. язык)
Математика
Информатика и ИКТ
История
История Дагестана
Обществознание
КТНД
ОДНКНР
География
Биология
Физика
8
Класс
Класс
класс
Класс
5 кл.
1+1
0+1
2+3
1+2
2+1
5
6 кл.
1+1
0+1
2+4
1+2
2+1
5+1
2
2
7 кл.
1+1
0+1
2+2
1+2
2+1
4+2
1
2
8 кл.
1+1
0+1
2+2
1+2
2+1
4+2
1
2
-
1
1
1
1+1
1
1
1
1
2
2
1+1
2
2
2
9
Искусство
Физкультура
Технологи
Химия
Музыка
ИЗО
Физическая культура
Т хнология
ОБЖ
Итого
Компонент образовательной организации
1
1
3
1+1
22+10
10
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка
32
1
1
3
1+1
22+11
1
1
3
1
25+10
2
1
3
1
27+9
11
10
9
33
35
36
Особенности учебного плана для 5-8 классов: В 2021-2022 учебном году в 5-8 классах
всех общеобразовательных организаций РД продолжается реализация ФГОС ООО. Учебный
план ООО обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС ООО, определяет
общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и
структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения) Учебный план
ОО предусматривает возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные
потребности и интересны обучающихся. Часть учебного плана предусматривает увеличение
учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части.
«Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная
литература» являются обязательными для изучения.
Изучение учебного предмета «Технология» в 5-8 классах построено по модульному принципу с
учетом возможностей образовательной организации. Обязательный минимум содержания основных
образовательных программ учебного предмета «Технология» изучается в рамках следующих
направлений: «Индустриальные технологии» (Технология. Технический труд»); «Технология.
Сельскохозяйственный труд».
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далеепредметная область ОДНКНР) обязательна для изучения в соответствии с ФГОС ООО и
предусматривает знание обучающимися основных норм морали, культурных традиций народов
России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и
гражданского общества в становлении российской государственности. ОДНКНР является
обязательной предметной областью и поэтому в учебном плане ОО предусмотрен 1 час в неделю вв
5 классе для ее изучения.
Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными
объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики.
Цели изучения информатики и ИКТ в 7 классе:
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики за счет развития представлений об
информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства;
общества, понимая роли информационных процессов в современном мире;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом
правовых этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к
продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Внеурочная деятельность в 5-8 классах объединяет все виды деятельности школьников
(кроме урочной) и направлена на решение задач воспитания и социализации подростков; способствует совершенствованию универсальных учебных действий и организуется по направлениям
развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Внеурочная деятельность организована с учетом принципов
преемственности и вариативности. Используются такие формы организации деятельности как
кружки, секции, экскурсии, олимпиады, общественно полезные практики.
Спортивно-оздоровительное
Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок,
личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и нравственного здоровья уч-ся. Основные задачи: формирование культуры
здорового и безопасного образа жизни; развитие потребности в занятиях физкультурой и спортом.
9
10
Данное направление реализуется программами занятости: секции по футболу, шахматам, секции
«Подвижные игры», через психологические часы общения «Все цвета, кроме черного».
Духовно-нравственное
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовно-нравственного
развития уч-ся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. Основные задачи:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в
учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности;
формирование основ морали – осознанной уч-ся необходимости определенного поведения,
обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и
недопустимом;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками,
родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Общекультурное (художественно-эстетическое )
Целесообразность данного направления заключается в воспитании и развитии обшей культуры
учащихся, знакомстве с духовными ценностями отечественной культуры.
Основной задачей является воспитание основ правовой, эстетической и экологической культуры.
Данное направление реализуется через работу кружка «Одаренные дети».
Необходимость одновременно помогать уч-ся в анализе и понимании устного и печатного слова,
содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о
своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и
дополняют друг друга в авторской программе кружка «Литературная гостиная» и «Мой мирхудожественная книга».
Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения
планируемых результатов освоения ООП ООО. Основными задачами являются формирование
навыков научно-интеллектуального труда; развитие культуры речи, воображения; овладение
навыками УУД у учащихся на ступени ООО. Данное направление реализуется программами
кружков «Юный математик», «Радуга».
Социальное направление
Данное направление реализуется программами внеаудиторной занятости: социальных
проектов «Садоводство», «Краеведение» - внеурочный курс, направленный на овладение уч-ся
объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок
и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению
табака, алкоголя и других и т.д.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность уч-ся, используются на различные формы ее
организации, отличные от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме кружков,
секций, круглых столов, диспутов, КВН, олимпиад, соревнований, совместных творческих дел.
Характеристика учебного плана школы уровня ООО по ГОС (9 класс)
Учебный план состоит из федерального, регионального компонентов и компонента ОУ.
Обучение в 9 кл. осуществляется в соответствии с нормативными документами по реализации
ФГОС, количество часов соответствует требованиям государственных программ.
Учебный план (недельный) для 9 класса
Образовательная область
Образовательные компоненты.
Класс
всего
9кл.
Филология
Математика и информ тика
Родной язык
Родная литература
Русский язык
Русская литература
Иностранный язык (анг.язык)
Математика
1+1
0+1
2+1
1+2
2+1
4+2
10
2
1
3
3
3
6
11
Общественно-научные предметы
Естественно- научные
Предметы
Искусство
Физкультура
Информатика
История
История Дагестана
Обществознание
География
География Дагестана
КТНД
Биология
Физика
Химия
Музыка
Искусство
Физическая культура
ОБ Ж
Технология
Технология
Итого
Компонент образовательной организации
Предельно допустимая аудиторн я учебная нагрузка
1
2
0,5
1
1,5
0,5
0,5
2
3
2
-
1
2
0,5
1
1,5
0,5
0,5
2
3
2
3
1
3
1
25,5
10,5
36
36
3
36
Региональный компонент содержания основного общего образования выполняется полностью.
Компонент ОУ
усиливает освоение уч-ся предметов федерального и регионального
компонентов, развивает
их склонности и способности, направлен на
поддержание
общеобразовательных областей через обязательные предметы и занятия по выбору.
Характеристика учебного плана школы среднего общего образования по ФГОС 10-11 кл.
Задачей на данной ступени обучения является обеспечение освоения программ среднего общего
образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей
обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности.
Структура учебного плана 10, 11 классов представлена: учебными предметами, содержание
которых определяется базовыми стандартами, предназначенными для завершения образования в
области базовых компетенций. Их содержание определяется базовыми стандартами; учебными
предметами регионального компонента; компонентом образовательного учреждения.
В 10-11кл. за счет школьного компонента вводятся дополнительно по 2 часа по предметам:
русский язык в связи с необходимостью и востребованностью подготовки к сдачи ЕГЭ,
итоговому сочинению при проведении ГИА
математика , в связи с особой значимостью данного предмета, сложностью материала
для изучения и для успешной подготовки к ГИА;
четыре учебных предмета химия, информатика, история, биология которые изучаются на
базовом уровне отводится по 1 часу из компонента ОО.
По 1 часу в 10-11 классах отведены для изучения предмета «Индивидуальный проект».
Кружковые занятия по всем предметам, которые входят в перечень ГИА, проводятся в школе и
формируют интерес к изучению того или иного предмета через решение предметных задач по
ЕГЭ.
«Химия в задачах», позволяют углубить знания по предмету и решать задачи повышенного
уровня сложности.
«Биология в задачах» позволяет углубить знания по предмету и получить дополнительную
подготовку для расширения знаний обучающихся при подготовке к ГИА.
Учебный план (недельный) для 10-11 классов
Образовательная
область
I.Инвариантная часть
Образовательные компоненты.
Федеральный и национально-региональный компонент
Обязательные базовые
учебные
предметы
Русский язык
Литература
Астрономия
Иностранный язык (анг. язык)
Алгебра и начала анализа
Геометрия
История
Обществознание
Физическая культура
11
Число недельных учебных часов
10 кл.
11 кл.
1+2
1+2
3
3
1
3
3
2+2
2+2
2
2
2
2+1
2
2
3
3
12
II.Вариативная часть
Учебные
предметы по выбору на
базовом уровне
III.Региональный
Обязательные базовые
(национальноучебные
региональный)
предметы
компонент
Итого
Компонент ОУ
Максимально допустимая недельная нагрузка
ОБЖ
География
Физика
Химия
Информатика
Биология
Право
Экономика
Экология
Индивидуальный проект
Родной язык
Дагестанская литература
1
1
2
1+1
1+1
1+1
1
1
1
1
1
1
2
1+1
1
1+1
1
1
1
1
1
30
7
37
30
7
37
«Астрономия» вводится по 1часу в 10 классе - это курс, который, завершая физико-математическое
образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о
строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения.
«Астрономия » вводится в 10 классе как отдельный обязательный предмет. Направленный на
изучение достижений современной науки и техники.
«Экология» вводится в 11 классе как отдельный обязательный предмет.
Федеральный базисный учебный план для ОУ РФ отводит 69 часов на обязательное изучение учебного
предмета «Индивидуальный проект» на ступени среднего общего образования на базовом уровне. В том
числе в 10 классе-35 часов и в 11 классе-34 часа.
Требования к объему домашних заданий:
Объем домашних заданий (по всем предметам) таков, что затраты времени на его
выполнение не превышают (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч, в 4 - 5 классах - 2 ч,
в 6 - 8 классах - 2,5 ч, в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.
Для организации дифференцированного подхода к уч-ся, решения задач личностно
ориентированного обучения школа использует различные формы внеурочной работы во второй
половине дня.
Реализация образовательных программ организуется с использованием учебников, из числа
входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного
общего, среднего общего образования.
Элективные учебные предметы, использующиеся в образовательном процессе, имеют
программу (рекомендованную к использованию или авторскую) и обеспечены учебниками из
числа входящих в федеральный перечень или учебными пособиями, выпущенными
организациями, входящими в перечень (приказы Минобрнауки России от 14.12.2009 № 729 и от
31.03.2014 № 253).
Раздел 4. Принципы построения УВП и режим работы
В основе организации учебно-воспитательного процесса лежат следующие принципы:
принцип преемственности в содержании и в структуре;
принцип приоритетности здоровья, соблюдения санитарно-гигиенических норм;
принцип активного деятельностного участия ребенка в учебном процессе;
принцип дифференцированного подхода к обучению;
принцип индивидуального подхода к каждому ребенку на основе анализа его развития;
принцип творческой, исследовательской деятельности в урочной и внеурочной работе:
принцип интегрирования учебных предметов внутри и вне образовательных областей;
принцип взаимосвязи обязательных предметов и факультативных, элективных курсов;
принцип контроля, прежде всего, за уровнем развития учащихся;
принцип взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности;
Режим работы школы
12
13
Организация УВП регламентируется годовым календарным учебным графиком и расписанием
занятий, которые разрабатываются и утверждаются школой самостоятельно.
Режим функционирования устанавливается в соответствии с Уставом школы, правилами
внутреннего распорядка и санитарно-техническими требованиями к общеобразовательному
процессу:
Продолжительность учебного года:
1класс – 33 учебные недели;
2-4 классы – 34 учебные недели;
5-9 классы –34 учебные недели (не включая летний экзаменационный период в 9 кл);
10-11 классы – 34 учебные недели (не включая летний экзаменационный период в 11 классе ).
Учебный год начинается 01.09.(первого сентября)
Продолжительность учебной недели:
В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 в 1кл.- пятидневная учебная неделя, во 2 - 11 кл.
обучение в условиях шестидневной учебной недели.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, состоящего из
обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в
совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную
СанПиН 2.4.2.2821-10. Организация предпрофильной подготовки в 9 классе не приводит к
увеличению
образовательной
нагрузки.
Выбору профиля
обучения
предшествует
профориентационная работа.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели,
при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет:
для уч-ся 1кл.– не превышает 4 уроков, один раз в неделю–5уроков, за счет урока физической
культуры;
для обучающихся 2 - 4 классов – не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока
физической культуры;
для обучающихся 5-6 классов – не более 6 уроков;
для обучающихся 7-11кл. – не более 7 уроков
Расписание звонков для учащихся 1класса в I полугодии:
1 урок
2 урок
3 урок
Динамическая пауза
4 урок
5 урок
08.00 – 08.35
08.55 – 09.30
09.50 – 10.25
10.55 – 11.30
11.45 – 12.20
Расписание звонков для учащихся 1класса во II полугодии:
1 урок
2 урок
3 урок
Динамическая пауза
4 урок
5 урок
08.00 – 08.40
08.55 – 09.35
09.50 – 10.30
10.55 – 11.35
11.45 – 12.25
Расписание звонков для учащихся 5 -11 классов:
2-6 классы 1-я смена
1 урок
08.00—08.45
2 урок
08.55—09.40
3 урок
09.50—10.35
4 урок
10.55—11.40
5 урок
11.45—12.30
6 урок
12.35—13.20
7-11 классы 1-я смена
1 урок
08.00—08.45
13
14
2 урок
3 урок
4 урок
5 урок
6 урок
7 урок
08.55—09.40
09.50—10.35
10.55—11.40
11.45—12.30
12.35—13.20
13.25—14.10
Продолжительность урока для 2 - 11классов - 45 минут. Перемены по 10 минут, одна большая
перемена после третьего урока - 20 минут. Аттестация учащихся 2 - 9 классов проводится по
четвертям, 10 – 11 классов – по полугодиям.
Организационно-педагогические условия
Организация образовательного процесса в школе регламентируется учебным планом, годовым
календарным графиком, расписанием учебных занятий, расписанием звонков:
Начало учебного года
Продолжительность учебного года
Продолжительность учебной недели
Продолжительность уроков (минут)
Продолжительность перерывов:
- минимальный
- максимальный
Окончание учебного года
Начальная школа
1 сентября
1 кл. – 33 недели
2-4кл. –35 недель
5 дней
35-45 минут
Основная школа Средняя школа
1 сентября
1 сентября
35 недель
34 недели
6 дней
45 минут
6 дней
45 минут
5 минут
20 минут
1 кл. – 25 мая
2 - 4кл. –30 мая
5 минут
20 минут
5-8кл.-30 мая
9кл. – 25 мая
5 минут
20 минут
10кл. – 30 мая
11кл. – 25 мая
Периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся:
- четверть
+
+
- полугодие
+
+
- год
+
+
–
+
+
Все дополнительные занятия проводятся с перерывом 40 мин. после окончания уроков.
На период школьных каникул приказом директора устанавливается особый график работы
В целях рациональной организации функционирования ОУ, повышения личной ответственности
педработников и уч-ся, создания безопасных условий труда и обеспечения санитарногигиенического режима были установлены следующие условия работы:
УВП осуществлялся в односменном режиме.
Начало занятий в 8 ч. 00 мин.
Образовательный процесс осуществлялся: - в 1кл. в условиях пятидневной рабочей недели;
- во 2-11 кл.- в условиях шестидневной рабочей недели.
Начало рабочего дня: - дежурного администратора с 7ч.40 мин. до18.00 часов;
-учителей-предметников - не позднее, чем за 15 мин. до начала урока.
Расписание МБОУ «Шаласинская СОШ»
Расписание учебных занятий в ОО составляется с учетом санитарно-гигиенических норм.
Рационально составленное расписание - это снижение и ликвидация перегрузок учащихся,
повышение работоспособности и высокое качество процесса обучения; оно преследует прежде
всего цель оптимизации условий обучения учащихся и работы учителя. Расписание занятий
обеспечивает выполнение следующих требований:
гигиена умственного труда учащихся разных возрастных групп, дневная и недельная динамика
их работоспособности;
учет сложности учебных предметов для восприятия обучаемыми при одновременном учете
эффективности их работоспособности в течение каждого дня и всей недели;
выполнение норм, регулирующих нагрузку учащихся;
обеспечение единства урочной, внеурочной и внешкольной деятельности учащихся;
возможность «окон» для рационального использования сил педагогов;
учет психологического настроя учителя при чередовании параллелей и классов;
координация действий учителей и классных руководителей,
14
15
учет требований нормативных документов, регулирующих деятельность ОУ.
Организация расписания в 1-4 классах требует выполнения определенных условий:
обязательное чередование сложных предметов уроками эмоциональной и физической разгрузки.
После третьего урока проводится большая перемена для организации питания учащихся. После
третьего урока обязательное проведение физкультпаузы.
Особенностями составления расписания в 6-8 классах являются:
Вариативность расстановки часов математического, гуманитарного, естественнонаучного,
эстетического циклов, часов физической нагрузки.
В 9 - 11 классах предусматриваются следующие особенности расписания:
Сдвоенные уроки для работы над сочинением, для проведения практикумов, лекций, семинаров.
Раздел 5. Организация промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Оценка знаний и умений обучающихся 2-11 классов производится по пятибалльной системе.
В МБОУ «Шаласинская СОШ» существует тестовая система:
во 2-х – 4-х классах по предметам русский язык, родной язык язык и математика,
проводится два раза в год (октябрь, май) в форме контрольной работы;
в 5-7 классах по предметам русский язык, родной язык и математика в форме
контрольной работы или устного ответа на тестовые вопросы;
в 8-11 классах по выборным предметам (не более трех тестов).
У учащихся 2-9 классов аттестация четвертная и годовая.
У учащихся 10-11 классов - полугодовая и годовая.
Форма оценивания знаний, умений, навыков учащихся - оценочно-отметочная.
Родителям (законным представителям) обеспечивается возможность ознакомления с результатами
успеваемости учащегося.
Учащиеся, освоившие программу учебного года, переводятся в следующий класс.
Перевод учащегося в следующий класс осуществляется по решению педагогического совета ОО.
Обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие
программу учебного года, имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по
усмотрению их родителей (законных представителей) - оставляются на повторное обучение,
переводятся в классы компенсирующего обучения другого образовательного учреждения или
продолжают обучение в форме семейного образования. Обучающиеся на указанных ступенях
образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному
предмету- переводятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию
обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на
их родителей (законных представителей).
Раздел 6. Педагогические технологии, формы и методы обучения
Ведущая задача МБОУ «Шаласинская СОШ» - предоставить обучающимся возможность
реализовать свое право на получение качественного современного образования и развитие
повышенного уровня посредством создания соответствующей педагогической среды в школе.
Одно из важнейших мест в создании такой среды занимает технология обучения.
Главным результатом образования коллектив считает не объем фактических знаний, полученный
ребенком в процессе обучения, а его способность к самостоятельному добыванию и применению
для дальнейшего познания и преобразования действительности, в том числе и самого себя.
Знание, по мнению педагогов, не должно выступать в виде готового результата или формулы,
подлежащей заучиванию. Оно должно быть представлено как результат конкретной деятельности.
Эта деятельность и ее способы являются в учебном процессе ОУ предметом освоения через
активное их воспроизведение в сотрудничестве с учащимися.
Учитель в процессе познания с помощью разнообразных учебных средств выполняет
организующую и направляющую функцию. В школе накоплен достаточно большой опыт
применения разнообразных педагогических технологий, форм и методов обучения. Это:
технология развивающего обучения – направленная на развитие различных способностей уч-ся;
технология разноуровневого обучения - исходит из того, что уровень обучаемости детей зависит,
прежде всего, от времени, необходимого для усвоения учебного материала;
15
16
технология проблемно-диалогового обучения - ребенок находится в позиции «первооткрывателя»
знаний, обеспечивает познавательные потребности ребенка в соответствии с его возможностями;
технология проектного обучения - способствующая организации самостоятельной деятельности
обучающихся.
Инновационные технологии, безусловно, способствуют приобретению уч-ся собственного
опыта научной и культурной деятельности, отработке своего метода и меры активности в УВП.
Наряду с технологиями развивающего обучения в школе достаточно широко используются
технологии формирующего обучения:
объяснительно-иллюстративное обучение;
обучение, ориентированное на результат (технология «полного усвоения»);
классическое лекционное обучение;
классно-урочная система + самостоятельная работа с книгой и т.д.
Технологии формирующего обучения направлены на:
накопление и закрепление базовых знаний, умений, навыков;
накопление и закрепление новых знаний и умений;
формирование нового опыта.
Все это является хорошей базой для интеграции формирующего обучения в технологии развивающего обучения. Перспективное направление в работе педагогического коллектива – реализация
компетентностного подхода, основанного на личностно-ориентированном образовании.
Педагогический коллектив считает, что обучающиеся, реализуя свое право на образование,
должен иметь возможность выбора не только содержания образования, но и технологии его
овладения. Вряд ли целесообразно абсолютизировать какой-то один из подходов. И
формирующие, и развивающие технологии, и личностно-ориентированные необходимо
реализовывать в оптимальном сочетании на основе интеграции. Форма и степень интеграции
технологии будет зависеть от общих доминирующих и конкретных дидактических целей,
особенностей обучающихся, учителя, социального и личностного заказа.
Формы организации УВП:
Педагог, стоящий на позициях гуманистической педагогики и психологии, решает ряд
психолого-педагогических и культурных задач. Одной из важнейших является задача развития
самостоятельности учащихся в процессе образования.
Самостоятельная работа – это средство формирования познавательных способностей учащихся, их
направленность на непрерывное самообразование; деятельность учащихся, осуществляемая на
всех видах учебных занятий, а также в часы самостоятельной подготовки вне школы.
Развитие навыков самостоятельной работы учителя школы видят в использовании различных
форм организации УВП:
уроки формирования навыков слушать лекции, вести записи их содержания;
уроки формирования навыков и умений разрабатывать дидактические материалы к
изучению темы: опорных конспектов, таблиц, графических средств, наглядности;
кино, теле- и видеоуроки;
уроки-презентации;
работа в группах;
уроки диагностики знаний и умений (в основном контрольно-проверочный характер):
тестирование;
письменная работа;
взаимоопрос;
устный ответ.
Достойное место в многообразии форм организации УВП занимает дискуссия, упорядоченный и
целенаправленный процесс обмена идеями, мнениями в группе, ради поиска истины.
Использование данных форм при освоении содержания образования позволяет создать психологопедагогические условия, обеспечивающие активное стимулирование самоценной образовательной
деятельности на основе их самообразования, самовыражения в ходе овладения знаниями.
Главной отличительной особенностью обучения в школе на старшей ступени является
использование вузовских форм организации учебного процесса: лекции, практикумы, семинары,
исследовательская работа, лабораторные занятия.
16
17
Необходимость развития потенциала учащихся, побуждения их к активному познанию
окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к
развитию логики и коммуникативных способностей, повысила значимость интегрированных
уроков, которые решают не множество отдельных задач, а их совокупность.
Все вышеизложенное позволяет сделать следующий вывод: многообразие форм организации УВП
расширяет возможности обучающихся в присвоении ими качественных знаний и развитии их
творческих способностей.
Раздел 7. Организация дополнительного образования
Дополнительное образование детей (далее ДОД) – целенаправленный процесс воспитания,
развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных
программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной
деятельности за пределами основных ОП в интересах человека, государства.
Основное предназначение ДОД – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные
социокультурные и образовательные потребности детей.
Дополнительное образование детей в МБОУ «Шаласинская СОШ» опирается на следующие
приоритетные принципы:
1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
4. Единство обучения, воспитания, развития.
5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Включение дополнительного образования в систему деятельности школы позволяет более
эффективно решать такие проблемы как:
Проблемы занятости детей в пространстве свободного времени.
Организация целесообразной деятельности уч-ся по саморазвитию и самосовершенствованию.
Овладение навыками учебной деятельности.
Углубление знаний и развитие межпредметных связей в субъективной культуре ребёнка,
построение целостной картины мира в его мировоззрении.
Формирование навыков общения со сверстниками, со старшими и младшими.
Формирование ответственности.
Развитие познавательной активности.
Компенсация дефицита игровой деятельности.
Функция школы как социального организма определяется как взаимосвязанная направленная
деятельность его сотрудников, основного и дополнительного образования, осуществляемая на
основе системы общественного разделения труда, опосредованная определённой зависимостью и
взаимосвязью целей, задач, содержания, форм и методов реализации деятельности, а также
контроля и конечных результатов.
Система дополнительного образования осуществляет 5 исключительно важных функций:
Функция социализации
Развивающая функция
Обучающая функция
Воспитательная функция
Социокультурная функция
Особенности функции социализации состоят в том, что она направлена на:
создание условий для самоутверждения личности в коллективе и обществе с учётом её
возможностей, развитие сущности сил ребёнка, формирование в нём человека, способного к
социальному творчеству;
обеспечение условий для самовыражения и самоопределения;
оказание помощи детям, испытывающим трудности при вхождении в мир.
Развивающая функция объединяет в единый узел все социально-педагогические функции,
выполняемые системой
дополнительного образования
в школе на современном этапе
(обучающую, воспитательную, социокультурную, рекреативно-оздоровительную, социализации,
социальной защиты и адаптации, профориентационную). Её реализация рассматривается в едином
17
18
русле со всеми остальными, поскольку каждая из них, (имея свою цель и направленность), так или
иначе связана с развитием и саморазвитием детей.
Содержание обучающей функции реализуется посредством образовательных программ:
познавательные, которые дают знания из областей, сверх школьной программы,
исследовательские, которые формируют навыки исследовательской работы, обеспечивают
индивидуальное развитие способностей,
интегрированные учебные курсы, которые реализуют межпредметные связи.
Воспитательная функция дополнительного образования в школе заключается в обеспечении
целенаправленного влияния всех структурных подразделений ОУ на поведение и деятельность
обучающихся. При организации системы воспитания необходимо ориентироваться на реальные
процессы развития личности ребёнка и учитывать необходимость превращения его в субъекта
социального развития общественных отношений. Воспитательная функция вплетена во всю
социально-педагогическую деятельность школы.
Следовательно, воспитательная функция дополнительного образования в школе - сложное
образование, призванное интегрировать все необходимые социально-педагогические условия в
конкретном образовательном процессе, обеспечивающем развитие личности ребёнка
соответственно целям воспитания.
Социокультурная функция отражает цели и задачи дополнительного образования в области
культуры и досуга, определяет пути и методы её реализации в структуре школы. Социокультурная
функция тесно взаимодействует с другими функциями, реализуется обучающимися в их
свободное время, когда они получают эмоциональную разгрузку, восстанавливают физические и
духовные силы, усваивают дополнительную информацию и расширяют кругозор, чтобы в
последующем плодотворно овладевать школьными программами. Социокультурная функция ДОД
в школе реализуется по следующим направлениям:
Художественно-эстетическая направленность - развитие индивидуального творческого
воображения, наблюдения, фантазии; создание психологических, художественных, прикладных,
социальных условий для проявления творческой одарённости детей.
Содержание
спортивно-оздоровительной
направленности
составляют
специальные
программы, которые пропагандируют здоровый образ жизни, физическое развитие и
совершенствование, способствуют реабилитации и восстановлению физических сил ребёнка.
По своему содержанию спортивно-оздоровительная функция тесно связана с досуговой, так как
ориентированна на активный, организованный, коллективный досуг, основанный на добровольном
общении, игровой деятельности, включающей экскурсии, соревнования и реализацию программ
выходного дня. Многообразие форм и методов физического воспитания, новые подходы к
организации занятий спортом имеют большое оздоровительное значение.
Раздел 8. Основные подходы к организации воспитательной работы
Воспитательный процесс является одним из основных компонентов целостного
педагогического процесса в школе наряду с учебным процессом.
Определяющее значение в разработке, содержания, целей, методов воспитания имеет
гуманистическая идеология, обуславливающая общую направленность воспитательной
деятельности на гармоничное развитие личности – достижение ею гармонии, как во внутреннем
духовном мире, так и с окружающим пространством.
В основу реализации целей и задач воспитательной работы были положены следующие
принципы воспитания:
1.
2.
3.
Личностный (сравнение не двух детей, а одного ребёнка на разных этапах его развития).
Адаптивный (каждому ребёнку дело по душе, по силам, по возможностям).
Деятельностный (воспитание возможно только через включение в деятельность).
Приоритетные направления воспитательной работы
1. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание:
воспитание обучающихся на достойных примерах отечественной и зарубежной культуры,
формирование ценностного отношения к Родине, её культурно-историческому прошлому,
18
19
воспитание уважения к Конституции РФ, государственной символике, родному языку,
народным традициям, природе своей страны,
формирование активной жизненной позиции и самосознания гражданина РФ.
2. Трудовое воспитание, подготовка детей к жизненному и профессиональному
самоопределению в новых социально-экономических условиях:
трудовое воспитание как система социально-педагогических мер нацеленных на успешную
социализацию и интеграцию детей в активную жизнь,
формирование адекватных представлений о социально-экономической ситуации в стране,
развитие творческого практического мышления, способности к самореализации в будущей
профессиональной деятельности.
3. Формирование здорового образа жизни, профилактика асоциального поведения:
содействие здоровому образу жизни подростков через систему оздоровительных и
культурно-нравственных мероприятий,
формирование экологической культуры детей,
создание системы профилактики девиантного поведения отдельных учащихся,
формирование правовой культуры.
4. Нравственно - эстетическое направление воспитательного процесса:
приобщение детей к эстетическим ценностям,
формирование нравственных принципов и культуры поведения,
развитие художественно-эстетического вкуса,
приобретение навыков культуросообразного взаимодействия с окружающим миром.
Механизм реализации воспитательных задач для учащихся 1-4 классов
Беседы; ролевые игры; семейные и классные праздники; проведение традиционных осетинских
праздников; разучивание русских и осетинских народных игр; конкурсы.
Механизм реализации воспитательных задач для учащихся 5-7 классов
Классные часы; вовлечение в работу клубов «Единство»; классные и семейные праздники;
организация работы органов ученического самоуправления; воспитание на примерах выдающихся
людей; работа Совета по профилактике правонарушений
Механизм реализации воспитательных задач для учащихся 8-9 классов
Классные часы; курс «Мой выбор»; практикумы; тестирование и тренинги; антинаркотическая
и антиалкогольная профилактика; работа Совета по профилактике правонарушений.
Механизм реализации воспитательных задач для учащихся 10-11 классов
Классные часы; работа «Ученический комитет»; участие в различных секциях; организация
конкурсов, диспутов, дискуссий; деловые игры; тренинги.
Раздел 9. Организация научно-исследовательской деятельности
Целью практической деятельности в школе является разработка содержания образования,
ориентированного в соответствии с концептуальной направленностью на развитие
интеллектуально-творческих возможностей учащегося и его социализацию. Важную роль в
организации образовательного процесса играет научно-исследовательская деятельность учащихся.
Цели научно-исследовательской деятельности учащихся:
выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью;
совершенствование знаний учащихся в определенной области науки, учебного предмета;
приобретение умений и навыков исследовательской деятельности под руководством педагогов,
других специалистов;
развитие интеллектуальных способностей уч-ся, поддержка научно-исследовательской работы:
развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся
социокультурных условиях, отличающейся гуманистическим видением окружающего мира.
задачи:
формирование системы научных взглядов учащихся;
развитие интереса к исследованию окружающей естественной и социальной среды;
создание условий, способствующих повышению уровня образованности учащихся;
19
20
пропаганда знаний об окружающем мире;
знакомство с современными методами научно-исследовательской работы;
воспитание духовной культуры и высоких нравственных качеств;
участие в проводимых интеллектуальных конкурсах.
Особое
внимание
в
научно-исследовательской
деятельности
отводится
учителю.
Исследовательская деятельность учителя современной школы является основным фактором
педагогического творчества источником его преподавательского статуса показателем
ответственности, способностей и таланта.
Организация научно-исследовательской работы в школе предполагает:
сочетание теоретической и практической подготовки специалистов (педагогов, психологов),
организация теоретических спецкурсов,
организация научно-исследовательских лабораторий,
работа с учителями и родителями с целью формирования у них научно - адекватных и
современных представлений о природе, методах выявления и путях творческого развития
личности.
Важнейшим направлением научно-исследовательской деятельности в школе является
исследовательское обучение.
Цель - активизировать обучение, придав ему исследовательский творческий характер, передавая
учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Организация научно-исследовательской деятельности
ОУ требует современного научнотехнического обеспечения, позволяющего знакомить учащихся с методами поиска научной
информации, использовать компьютерные технологии, работать в системе Интернет.
Каждый ученик, реализуя свое право на образование и развитие, должен иметь возможность
заниматься научным творчеством. Для этого создана и развивается система спецкурсов и
дополнительного образования.
В школе накоплен успешный опыт работы с учащимися по написанию проектов, докладов,
подготовки к олимпиадам.
Раздел 10. Система мониторинговых исследований в МБОУ «Шаласинская СОШ»
Образовательная программа школы принимается как нормативно-управленческий документ
ОУ. В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических
действий с целью обеспечения обратной связи и осведомления о соответствии фактических
результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям.
Рассмотрение мониторинга как самостоятельной функции управления образовательным
процессом носит условный характер и оказывается полезным в концептуальном и операционном
отношениях. В школе мониторинг тесным образом связан со всеми функциями и стадиями
управления, поэтому его существенные характеристики могут быть полно рассмотрены только в
соотнесении с другими звеньями процесса управления образованием.
Образовательный мониторинг – целевое, системное наблюдение за качеством образования в
системе школы, позволяющее отслеживать отклонения от государственных образовательных
стандартов и уровень удовлетворения образовательных потребностей.
Качество образования – характеристика образования, предполагающая составляющие:
качество реализации образовательного процесса через уровень мастерства учителя и уровень
достижений учащихся в образовательном процессе;
качество условий реализации образовательного процесса;
качество управления системой образования.
Таким образом, предметом мониторинга является качество образования.
Объект мониторинга:
образование.
начальное образование; основное общее образование; общее среднее
Цель мониторинга – отслеживание динамики качества образования и эффективности управления
качеством образования.
20
21
Задачи мониторинга:
непрерывное наблюдение за состоянием системы образования в пределах своей
компетенции и получение оперативной информации о ней;
своевременное выполнение изменений, происходящих в системе образования, и факторов,
вызывающих их;
предупреждение негативных тенденций в системе образования ОУ;
осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в системе
образования.
Мониторинг объединяет три управленческих компонента: контроль; экспертиза различных
сторон деятельности ОУ; система информационного обеспечения управления.
Нам важно отследить: 1. Основные компоненты мониторинга:
качество управления;
качество материально-технической базы;
физическое и психическое здоровье педагогов и обучающихся;
содержание образования;
качество соединения обучения и воспитания в единый образовательный процесс;
профессионализм педагогов.
2. Источники информации (система информационного обеспечения)
3. Технологии анализа и представления информации.
4. Субъектность критериев результативности, их многоаспектности и вариативности.
5. Уровень реализации индивидуальных возможностей учащегося;
6. Удовлетворенность образовательных запросов детей и родителей;
7. Объективность оценки усвоенных знаний, умений, навыков;
8. Уровень выполнения требований государственного образовательного стандарта.
Планирование (оценивание) достижений учащихся в процессе обучения целесообразно
осуществлять по двум основаниям:
• по соответствию результатов учебной деятельности ФГОС;
• по личному продвижению уч-ся по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений,
способов деятельности, развития, формирования ценностных ориентаций, личностных качеств.
Под достижением уч-ся понимается его продвижение в процессе учебной деятельности,
понимаемое и как процесс (движение от своего прежнего уровня к новому уровню овладения чемлибо) и как результат (соответствие достигнутого уровня образовательному стандарту).
Раздел 11. «Модель выпускника» МБОУ «Шаласинская СОШ»
«Модель выпускника» — ожидаемый результат деятельности всех субъектов УВП. Это
ориентир для построения УВП, согласования деятельности различных звеньев и структур ОУ,
проектирования индивидуальных образовательных маршрутов, развертывания контрольномониторинговых комплексов и т.д. Таким образом, данная «модель» служит основанием для
проектирования образовательной политики школы, отказа от подходов явно противоречащих
миссии школы и общей линии развития.
Модель выпускника разрабатывалась:
на основе нормативно-правовых актов Закона РФ «Об образовании», современных тенденций
развития системы образования и особенности региональной и муниципальной политики в
области образования, ФГОСа, Устава школы;
с учетом мнения всех участников образовательного процесса: учащихся, учителей, родителей.
поэтапно:
- Подготовительный. Цель: определить набор качественных характеристик выпускников
разных ступеней обучения;
- Прогностический. Цель: спрогнозировать интуитивно-описательную «модель выпускника»
- Практический. Цель: разработать «модель выпускника» каждой ступени обучения
21
22
Такой подход позволил составить набор качественных характеристик выпускников разных
ступеней обучения: спрогнозировать ожидаемый образ выпускника; выделить категории,
составляющие основу данной модели.
Основополагающие при создании «модели выпускника» развитие и жизненное самоопределение,
под которыми мы понимаем деятельность учащихся по «сотворению самого себя и своего
будущего», требуют от выпускника изменения его позиции от «ранее ведомого» (созерцателя,
наблюдателя) до позиции «субъекта собственной жизнедеятельности» (преобразователя).
Данная позиция характеризуется:
потребностью в выборе своего места в жизни, обществе, в системе человеческих ценностей,
способностью выбирать свое собственное жизненное направление: определить программу
будущей жизнедеятельности, видеть способы ее реализации.
В структуре модели выделено три основные части:
Психологическое развитие (характеристика психологических качеств личности и динамики их
развития по ступеням обучения).
Личностное развитие (характеристика нравственно-этических качеств и системы отношений
личности, динамики их развития по ступеням обучения).
Личностно- деятельностное общение (деятельность и общение).
Выпускник начальной школы — ребенок, учащий себя с помощью взрослого, способный,
встречаясь с задачей, определить, может ли он ее решить и чего ему недостает для ее решения.
Выпускник основной школы — подросток, стремящийся к общению со сверстниками и
утверждающий свою самостоятельность и независимость.
Выпускник средней школы - молодой человек, обладающий готовностью к жизненному
самоопределению, личность с развитыми ценностными представлениями, волевой сферой,
самостоятельностью и ответственностью.
Раздел 12. Модернизация системы управления МБОУ «Шаласинская СОШ»
В школе, в результате многолетней совместной деятельности,
коллектив единомышленников, который в процессе обучения и
реализует общие цели и задачи развития школы. Кроме того,
взаимоотношений между членами педагогического коллектива,
22
сложился педагогический
воспитания обучающихся
существует особая форма
связанная с проблемами
23
совместной деятельности, ее ценностями и перспективами.
Организуя работу с педагогическим коллективом, администрация школы руководствуется
следующими принципами демократизации управления, единства целей, системного подхода,
постоянного обновления деятельности, непрерывного повышения квалификации, соответствия,
исключений и принцип эффективности управления.
Для управления ОУ характерны: мотивационный подход, «мягкие» методы управленческого
взаимодействия, система административного контроля, система самоконтроля, система
взаимоконтроля, информированность всех участников образовательного процесса.
Важная роль в системе управления отводится методическим объединениям. Такой подход
позволяет не только координировать научно-исследовательскую деятельность педагогов, повышать ее эффективность, но и совершенствовать систему управления на научной основе, что
положительно сказывается на качестве образовательного процесса.
Учитель на своем рабочем месте свободен в своих действиях (выбор методики, форм и методов
организации урочной и внеурочной деятельности), при этом он несет всю полноту
ответственности за результаты своей деятельности.
Задача руководителя - помочь учителю утвердиться в этом путем постоянного обучения
рефлексии собственных действий и самооцениванию результатов.
Главное в работе руководителя - пробудить в каждом педагоге потребность в диагностике
собственной деятельности.
Сегодня с уверенностью можно говорить о высоком уровне развития педагогического
коллектива и об активном участии учителей в управлении делами школы на трех уровнях:
соучастников, активных участников и партнеров.
Партнерство — особая форма взаимодействия администрации с сотрудниками ОУ при
равноправном участии в управлении. Вопросы, важнейшие для коллектива, решаются
коллегиально.
Основные мероприятия жизнедеятельности МБОУ «Шаласинская СОШ»
Совершенствование
образовательного
пространства
Создание условий для
реализации целевого
ориентира
2019-2020
1)Закрепление в
деятельности ОУ
исторически
сложившихся традиций.
2)Создание имиджа ОУ
1
Разработка и реализация нового
учебного плана
2)Дальнейшее
совершенствование
технологий обучения и
воспитания
2020-2021
Совершенствование работы
по созданию структуры
интеллектуальноразвиваюшейся среды ОУ
2021-2022
Совершенствование
работы по созданию
информационнообучающей среды
Расширение перечня
элективных и
факультативных курсов.
Подготовка обучающихся к
ОГЭ и ЕГЭ.
Подготовка обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ.
Совершенствование
содержания
образовательной
деятельности
Утверждение новой
редакции Устава ОУ.
Реализация проектов:
психологическое
сопровождение ОП
Создание единого
информационного
3)Разработка проектов:
пространства.
психологическое
Реализация проектов:
сопровождение ОП;
психологическое
информатизация
сопровождение ОП;
образовательного
информатизация
процесса
образовательного
процесса
Совершенствование сис- Развитие социального
Завершение работы по
темы управления
партнерства, расширение информатизации
взаимосвязи с вузами с
управления.
целью качественного
привлечение родительской
решения проблем
общественности к
Профилизации
управлению ОУ
23
информатизация
образовательного
процесса
Совершенствование
системы ресурсного
управления ОУ.
Реализация управленческого проекта по
созданию единой
информационной
системы ОУ
24
Ожидаемый результат.
Начальная школа
1. Успешное овладение предметами базисного учебного плана; выявление индивидуальных
особенностей ученика, обеспечивающих успешность дальнейшего обучения.
2. Достижение уровня элементарной грамотности в начальной школе. Достижение уровня
функциональной грамотности в основной школе.
3. Сформированность общеучебных умений и навыков.
Основная школа
1. Организация учебного труда (планирование и осуществление самообразовательной
деятельности с учётом рекомендаций учителя, осуществление самоконтроля и самооценки
своей учебно-познавательной деятельности).
2. Работа с книгой и другими источниками информации (владение всеми видами учебного
чтения, самостоятельное изучение несложной учебной темы, умение обобщать,
систематизация материала в пределах учебной темы, умение работать с критической
литературой и др.)
3. Культура устной и письменной речи (аргументация своего высказывания, рецензирование,
владение различными типами ответов и др.)
Средняя школа.
Организация учебного труда (владение сформированными умениями и навыками учения и
самообразования, самокритичное оценивание их результатов);
2. Работа с книгой и другими источниками информации (самостоятельное изучение отдельных
вопросов школьной программы, владение обобщёнными способами решения задач, владение
навыками аналитического подхода к текстам, умение в короткий срок подобрать необходимую
литературу, умение самостоятельно определять цель чтения, выбирать вид чтения и др.)
3. Культура устной и письменной речи (пользование различными формами диалогической речи
для решения различных учебных задач, аргументация своего высказывания, рецензирование и
т.д.).
1.
Прогнозируемые результаты реализации программы
повышение качества знаний по предметам на 2-3% и обученности школьников на 1,5%
рост показателей психофизического здоровья учащихся на 0,5%.
выработана устойчивая мотивация к повышению уровня профессионального мастерства у 90%
педагогов
уровень социализации школьников по принятым показателям имеет положительную динамику.
повышение количества участников олимпиад, других конкурсов на 5%, призеров на 3%.
24